Пятница, 17.05.2024, 00:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Your English

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 75
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Дистанционный урок. Особенности организации, технологии, методы и средства.

Дистанционный урок. Особенности организации, технологии, методы и средства.

По определению Е.В. Харунжаевой, дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

В настоящее время существует три типа дистанционных уроков (таблица 1).

Таблица 1

Типы дистанционных уроков

 

Тип

Особенность типа

Первый

заключается в том, что и учитель (локальный координатор), и ученик удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в интернете

Второй

заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены

Третий

заключается в размещении учебной информации на учебном сайте

 

Дистанционные учебные занятия многообразны и включают следующие виды:

  1. Анонсирующие занятие. Цель – привлечение внимания обучающегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и

выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.

  1. Вводное занятие. Цель – введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт ученика. Может быть записано как видеолекция.
  2. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности обучающегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии i-chat.
  3. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
  4. Выполнение виртуальных лабораторных работ.
  5. Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.
  6. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учеников. Синхронные занятия могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом аспекте проведение группового занятия в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом синхронных групповых занятий, семинаров является текстовый форум, с одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов.
  7. Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.
  8. Веб-занятие. Может быть оформлено в виде лабораторной работы и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение веб-занятия происходит обмен информацией посредством, например, chat или ICQ.
  9. Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством chat или ICQ.
  10. Веб-квест в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Обучающиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах интернета или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.
  11. Вебинар – семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб- касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).
  12. Урок с использованием видео-конференц-связи. Такой тип урока не отличается от традиционного. Урок проходит в реальном режиме времени.

Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:

  1. Мотивационный блок. Мотивация – необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
  2. Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока).
  3. Информационный блок (система информационного наполнения).
  4. Контрольный блок (система тестирования и контроля).
  5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).

К основным учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:

а) учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

б) сетевые учебно-методические пособия;

в) компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

г) аудио учебно-информационные материалы;

д) видео учебно-информационные материалы;

е) лабораторные дистанционные практикумы;

ж) учебные тренажеры с удаленным доступом;

з) базы данных и знаний с удаленным доступом;

и) электронные библиотеки с удаленным доступом.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования заключается в обеспечении доступности качественного образования для всех слоев населения.

Основными дистанционными образовательными технологиями являются:

  • комплексные кейс-технологии. Эти технологии основаны на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса. При этом существенная роль отводится очным формам занятий;
  • телекоммуникационные технологии. В основу данной группы технологий положен модульный принцип, предполагающий разделение предмета на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия;
  • интернет-технологии характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. Данная группа технологий в настоящее время является самой распространенной.
  • технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды. К данной группе технологий относят информационный интегрированный продукт, который может включать в себя: электронные энциклопедии по различным предметным областям; базу тестовых заданий по предметам школьной программы; медиатеку – организованный набор информационных объектов.

Методы обучения, применяемые в том числе в дистанционном обучении, многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям:

  1. методы      взаимодействия      обучающихся      и      обучающих      с            информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);
  2. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);
  3. методы стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности);
  4. методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).
  5. В дистанционном обучении можно выделить следующие типы проектов (таблица 1).

Таблица 1

Типы проектов в дистанционном обучении

 

Тип проекта

Специфика типа

Исследовательские

Для таких проектов характерно наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом принцип доступности и содержания методов исследования ставится во главу угла.

Игровые

В таких проектах главным содержанием становится ролевая игра, когда обучающиеся принимают на себя определенные роли для деловой имитации и разрешения вымышленных или реально существующих ситуаций. Игровые проекты должны предваряться участием обучающихся в исследовательских проектах с целью глубокого освоения фактического материала, являющегося основой для проведения ролевых игр.

Практико- ориентированные

Особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке четкого, значимого для ученика, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработка и проведение данного типа проекта требует детальности в проработке структуры, определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен более жесткий контроль со стороны координатора и автора проекта.

Творческие

Их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определенной и детально проработанной структуры. В творческом проекте педагог (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является четкая постановка планируемого результата, значимого для обучающихся. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу учеников с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов.

 

К обучающим средствам относят:

  • учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
  • сетевые учебно-методические пособия;
  • компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
  • аудио- и видео учебно-информационные материалы;
  • лабораторные дистанционные практикумы;
  • тренажеры с удаленным доступом;
  • базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;
  • средства обучения на основе экспертных обучающих систем и геоинформационных систем.

Технология дистанционного обучения представляет собой систему форм, методов и средств обучения при реализации заданного содержания образования, допускающих тиражирование и обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: wisdomz (07.01.2022)
Просмотров: 1465 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz